"В темнице был и вы пришли ко Мне". 24 сентября 2018 года по благословению настоятельницы нашего храма игумении Митрофании группа прихожан во главе с иереем Иоанном Корешковым совершила миссионерскую поездку в Храм Покрова Божией Матери при Бутырской тюрьме города Москвы
24 сентября 2018 г.

24 сентября молодежный клуб нашего прихода во главе с иереем Иоанном (Корешковым), исполняя заповедь Господа «в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. XXV: 36)», посетил Покровский храм Бутырской тюрьмы – старейшего места лишения свободы в России.

Когда мы готовились к поездке, у нас не было ощущения, что мы едем посетить скучный режимный объект. Эта самая «Бутырка» на протяжении всего XX века была местом, где творилась история, подчас страшная и бесчеловечная. Именно здесь находились до расстрела создатель легендарной «Катюши» Георгий Лангемак, режиссер Всеволод Мейерхольд, муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон и супруга маршала Тухачевского Нина. Именно через стены Бутырской тюрьмы прошли свой крестный путь репрессированные священники, оклеветанные прихожане православных храмов, монахи, послушницы, пролившие свою кровь за веру – всего 218 человек (!), ныне воссиявших в сонме святых. А сколько еще их здесь было – неизвестных мучеников, чьи подвиги Промыслом Божиим сокрыты от нас?…

***

Храм Покрова Пресвятой Богородицы – единственный храм на территории тюрьмы - построен в 1782 году (история самой тюрьмы начинается во времена правления Екатерины II, в 1775 году в ней содержался Емельян Пугачев). В советское время его постигла участь многих православных храмов – он был закрыт и переоборудован. В начале девяностых храм начали восстанавливать, в нем снова начались богослужения. Старший священник храма протоиерей Константин Кобелев рассказывает: «В нашем храме во время гонений были оборудованы камеры, и это здание храма было внутренней бутырской пересылкой. После вынесения приговора заключенных уже не возвращали в те камеры, где они были раньше, а направляли их в здание храма, здесь они проводили последние дни и последние ночи перед отправкой в Бутово, на Колыму». 

Молитвенная поддержка Бутырских новомучеников чувствовалась уже во время восстановительных работ, когда они еще не были прославлены. Сегодня храм имеет удивительно красивую роспись, о которой нам в краткой экскурсии рассказал о. Константин. На сводах церкви изображены новомученики и исповедники – не только Бутырские, но со всей России. Так, на северном своде изображены сцены из житий новомучеников, проходивших свой крестный путь на Соловках. В южной части храма – исповедавшие веру и принявшие смерть за Христа в Казахстане, где находилось одно из самых суровых подразделений ГУЛАГа. В западной части – святые, проходившие путь мученичества в Москве. Также храм имеет уникальное количество икон новомучеников и исповедников Бутырских, и многие из них отражают деяния святых. Например, святая мученица Анна (Зерцалова) изображена с фотографией протоиерея Валентина (Амфитеатрова). В личном деле будущей святой записали причину расстрела: “Распространяла фотокарточки с изображением попа Валентина среди его почитателей”… У каждого, кто изображен на иконах – свой личный подвиг, но всех объединяет верность Христу и любовь к людям. 

***

Среди новомучеников, прошедших через «Бутырку», много известных и особо почитаемых святых. Это преподобноисповедники Никон (Беляев) – последний старец Оптиной пустыни и святитель Лука Крымский. Это Георгий Даниловский, мощи которого ныне находятся в одноименном монастыре, и священномученик Иларион Троицкий (мощи покоятся в Сретенском монастыре в Москве) – ближайший помощник патриарха Тихона. Но в этот раз нас удивили жития малоизвестных Бутырских новомучеников, которые проявили подлинные христианские добродетели в тяжелое время гонений, и мы хотим рассказать о них подробно.

Мученица Елизавета Куранова выросла в детском доме, пережила расстрел мужа, конфискацию имущества и высылку. Несмотря на угрозу жизни, помогала арестованному священнику посылками, продолжала петь в церковном хоре. Расстреляна 21 октября 1937 года на Бутовском полигоне.

Священномученик Христофор (Надеждин) был арестован в Москве после того, как в проповеди упомянул о нравственном падении народа и зачитал воззвание Патриарха Тихона, касающееся изъятия церковных ценностей. На суде 7 мая 1922 года, где его приговорили к расстрелу, сказал: «По моему мнению, человек, который бывает в храме, слышит слово Божие, должен помогать бедным... Я считал своим святым долгом призывать свою паству к этой священной обязанности, и не проходило ни одного большого праздника, чтобы я не призывал помогать голодающим».

Мученику Стефану Наливайко во сне было возвещено о том, что Господу угодно его служение в столице, хотя жил тогда будущий мученик в провинции. И Стефан отправился в Москву, где проповедовал Христову веру и призывал людей не забывать о Боге. Прошел через несколько лагерей, где тяжело болел. Скончался 12 февраля 1945 года от голода в трудовом лагере в Норильске.

Мученица Татьяна Гримблит всю свою жизнь посвятила помощи заключенным и ссыльному духовенству, и даже на иконе она изображена с посылкой в руках. Она не вышла замуж, полностью отдав свои силы нуждающимся. Несмотря на то, что Татьяну несколько раз арестовывали, она не прекращала свое служение заключенным. Расстреляна 23 сентября 1937 года на полигоне в Бутово в возрасте 34-х лет.

Многое мы узнали житий новомучеников Бутырских, и их подвиг для нас стал еще отчетливее, глубже, трагичнее. 

***

Немного пообщались мы и с самими заключенными. Отец Константин в одном интервью делится: «По моим наблюдениям, отношение заключенных к Церкви за прошедшие годы сильно изменилось. Раньше нас встречали настороженно, не доверяли. Сейчас в камерах есть кресты, иконы, духовная литература. Администрация даже издала распоряжение о том, что каждому заключенному позволяется иметь не более десяти духовных книг — то есть многие хотели бы иметь больше! Если в камере молится один человек, то и остальные к нему присоединяются. В каждой камере должна быть критическая масса тех, кто молится, тогда и обстановка в ней меняется к лучшему». Действительно, во время нашего пребывания в храме мы старались помочь заключенным найти иконки с изображением святых покровителей. Каждый старался взять с собой побольше иконок и книг, все прошли исповедь и многие причастились – обычно осужденных переводят в другие тюрьмы, и неизвестно, когда снова будет возможность помолиться в храме. А после завершения службы мы передали несколько пакетов с конфетами от прихожан.

***

Сейчас можно сказать, что состоялась не просто миссионерская поездка, а посещение места, в котором когда-то молились, укрепляли других, несли свой крест будущие святые. В душе осталась тишина, которая всегда бывает, когда оказываешься там, где претерпевали жестокие, неоправданные страдания невинные. Новомученики Российские стали словно ближе к нам. Сейчас они молятся за Россию перед Господом, и особенно предстательствуют Бутырские святые о заключенных, пробуждая их сердца к покаянию и осмыслению ценности жизни – дара Божьего. Закончить рассказ хочется словами о. Константина: «Мы почитаем Крест Господень, а Крест - это орудие страдания, но для нас Крест Господень - это символ Его победы над грехом и смертью, он освящен страданием и воскресением Господним. Так же и наш храм бутырский освящен страданиями новомучеников, и сейчас он как бы наполняется радостью от того, что они находятся у Господа.»

Автор статьи Анна Иванова.


Старший священник Покровского храма протоиерей Константин Кобелев, иерей Иоанн Корешков, Анна и Константин
Старший священник Покровского храма протоиерей Константин Кобелев, иерей Иоанн Корешков, Анна и Константин
Общий вид Бутырской тюрьмы
Общий вид Бутырской тюрьмы
Росписи храма - новомученики, прошедшие через Бутырскую тюрьму
Росписи храма - новомученики, прошедшие через Бутырскую тюрьму
Росписи храма - новомученики, прошедшие через Бутырскую тюрьму
Росписи храма - новомученики, прошедшие через Бутырскую тюрьму
© Сделано в Stack Group, 2010