Неделя о блудном сыне. Проповедь иерея Иоанна Корешкова о милосердии Божием к кающимся грешникам
16 февраля 2020 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
 
Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю всех вас с праздником воскресного дня, с совершением Божественной Литургии.  Причастников особенно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Близится, братья и сестры, постепенно близится благодатное и спасительное время великого поста, время Святой Великой Четыредесятницы...время, которое мы будем проводить в посте и особых молитвах о спасении наших душ, ожидая самого прекрасного и удивительного Христианского праздника — Светлого Христова Воскресения.  А сегодняшнее воскресенье, одно из подготовительных перед началом великого поста, именуется в Церкви неделей о блудном сыне. Сегодня за Богослужением мы с Вами слышали Евангельскую притчу, в которой Христос говорит нам о том, что даже нерадивый блудный сын, впустую растративший всё отцовское наследство, может получить от отца прощение. Нужно лишь одно условие для этого — покаяние сына, его желание вернуться в отчий дом. Так же в этой притче Христос, на примере второго (послушного) сына, говорит нам о том, что помимо грехов плотских, физических, могут быть еще и грехи внутренние, духовные (зависть, гордость, тщеславие), которые, конечно, так же вредны и губительны для человека, как и грехи явные.
 
Для правильного и полного понимания этой притчи, братья и сестры, важно понимать те обстоятельства, в которых она была произнесена Христом. У еврейского народа, среди которого и велась Евангельская Христова проповедь, были учителя (уважаемые люди, своего рода высшая каста, интеллигенция) — книжники и фарисеи, отлично знавшие Священное Писание, и исполнявшие все правила и законы, но, к сожалению, весьма гордившиеся своей праведностью. Эти книжники часто осуждали Христа за то, что Он никогда не пренебрегал грешными людьми, не стыдился общаться с ними и ел за одним столом с блудниками, со сборщиками налогов, с грешниками... И вот однажды Христос, проповедуя высшую небесную любовь...любовь, не знающую брезгливости и самолюбивого упоения своей праведностью, говорит для книжников и фарисеев несколько притч — притчу о заблудшей овце, притчу о потерянной драхме и притчу о блудном сыне...чтобы на этих примерах объяснить им (а вместе с ними, конечно, и всем людям...и нам с вами в том числе, братья и сестры),  что для Бога, как часто бывает и для людей, более ценным бывает именно то, что было вновь обретено после потери, после долгих поисков, чем то, что всегда было при себе и никуда не пропадало... Что велика бывает радость на небе об одном кающемся грешнике...и что эта радость даже больше, чем радость о девяносто девяти праведниках.
 
В притче о блудном сыне, братья и сестры, для всех нас, конечно, видится великая радость и великое утешение. И не даром Церковь, как чадолюбивая Мать, предлагает нам эту притчу в преддверии великопостного подвига, как бы подкрепляя и ободряя нас. Радость наша в том, что Господь принимает грешников в Своё Царство. Каждому...каждому Христос протягивает Свою Десницу и говорит: «Прииди, чадо, и насладись вечным блаженством в сияющих обителях Всеблаженнаго Треипостаснаго Бога». Господь приемлет грешников. А ведь кто мы все, братья и сестры? Гре -шни -ки. Проверочное слово «грех», «грешить». Если мы в жизни согрешаем, то это значит, что мы грешники. Кто не грешник? Кто может поднять сейчас руку и сказать, что он не грешник? Ну..наверное только весьма ослеплённый тщеславием человек... Мы каемся...и снова грешим...и кажется, что нет нам уже прощения... Но что же мы видим? Что за чудо? Христос заступается за блудницу… Вы помните Он говорил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в неё камень».. И ещё более Христос говорит убийце и разбойнику, распятому рядом с Ним на Голгофе: «Сегодня же будешь со мною в раю». Вы слышите? Христос принимает грешников в Своё Царство. Примет, конечно, и нас с Вами, братья и сестры. Но, конечно, только при одном условии. Вы, надеюсь, помните, что это за условие? Покаяние. От нас (грешников), Господь ждёт только одного — чистосердечного раскаяния в своих грехах и терпеливого, кропотливого старания изменить свою жизнь... Ведь вы помните, Христос говорит, что: «Царство Божие силой берётся и употребляющие усилие восхищают его». Чтобы мы старались… старались заменить свои грехи на добродетели. Такой, грешник, кающийся грешник, становится любим Господом,.. такой грешник, как блудный сын прощается Отцом Небесным и сподобляется наследовать райскую жизнь...чего себе и вам желаю. Аминь.

© Сделано в Stack Group, 2010